PISA 2015

Задание 1. Неожиданный крах колоний пчел

Вопрос 1

 

Прочитайте текст «Неожиданный крах колоний пчел» расположенный справа

Запишите свой ответ на вопрос..

 

Понимание неожиданного краха колоний имеет важное значение для людей, которые держат и изучают пчел, но неожиданный крах колонии оказывает влияние не только на пчел. Люди, которые изучают птиц, выявили влияние гибели пчел на популяции птиц. Подсолнечник является источником питания как для пчел, так и для некоторых птиц. Пчелы питаются нектаром подсолнечника, а птицы питаются семенами.

Учитывая эту связь, объясните, почему исчезновение пчел может привести к снижению популяции птиц?

НЕОЖИДАННЫЙ КРАХ КОЛОНИЙ ПЧЕЛ

 

Тревожное явление угрожает колониям пчел по всему миру. Это явление называется неожиданный крах колоний пчел. Крах колоний происходит, когда пчелы покидают улей, отделившись от улья, пчелы умирают, таким образом, неожиданный крах колоний привел к гибели десятков миллиардов пчел. Исследователи полагают, что существует целый ряд причин краха колоний.

Вопрос 2.

Прочитайте текст «Воздействие имидаклоприда» расположенный справа

Выберите вариант из выпадающих меню, чтобы закончить предложения.

Опишите эксперимент исследователей, закончив следующее предложение.

Исследователи проверили влияние…

Учающихся просят выбрать один из трех вариантов в каждом выпадающем меню, чтобы продемонстрировать их понимание вопроса, изучаемого исследователями в эксперименте. Эти варианты включают в себя:

  • крах колоний пчел
  • концентрация имидаклоприда в питании
  • пчелиный иммунитет к имидаклоприду

НЕОЖИДАННЫЙ КРАХ КОЛОНИЙ ПЧЕЛ

Воздействие имидаклоприда

Ученые полагают, что существует несколько причин для неожиданного краха колоний. Одной из возможных причин является инсектицид на основе имидаклоприда, который может привести к тому, что пчелы теряют чувство ориентации, когда находятся за пределами улья.

Исследователи проверили, приводит ли воздействие имидаклоприда к краху колонии. В ряд ульев они добавляли инсектицид в питание для пчел в течение трех недель. Различные ульи подвергались воздействию различных концентраций инсектицидов, измеренных в микрограммах инсектицида на килограмм пищи (мкг/кг). Некоторые ульи не подвергались действию какого-либо инсектицида.

Ни одна из колоний не потерпела крах сразу после контакта с инсектицидом.

Тем не менее, к 14 неделе, некоторые из ульев были оставлены пчелами. На приведенном ниже графике приведены наблюдаемые результаты:

Вопрос 3.

Обратитесь к разделу «Воздействие имидаклоприда» справа.Кликните на ответ на заданный вопрос

Какой из следующих выводов совпадает с результатами, указанными на графике?

  • Колонии, которые подвергаются более высокой концентрации имидаклоперида, как правило разрушаются раньше.
  • Колонии, которые подвергаются имидаклопериду, терпят крах в течение 10 недель после воздействия.
  • Воздействие имидаклоперида при концентрации ниже 20 мкг/кг не вредит колонии.
  • Колонии, которые подвергаются воздействию имидаклоперида, не могут выжить более 14 недель.

НЕОЖИДАННЫЙ КРАХ КОЛОНИЙ ПЧЕЛ

Воздействие имидаклоприда

Ученые полагают, что существует несколько причин для неожиданного краха колоний. Одной из возможных причин является инсектицид на основе имидаклоприда, который может привести к тому, что пчелы теряют чувство ориентации, когда находятся за пределами улья.

Исследователи проверили, приводит ли воздействие имидаклоприда к краху колонии. В ряд ульев они добавляли инсектицид в питание для пчел в течение трех недель. Различные ульи подвергались воздействию различных концентраций инсектицидов, измеренных в микрограммах инсектицида на килограмм пищи (мкг/кг). Некоторые ульи не подвергались действию какого-либо инсектицида.

Ни одна из колоний не потерпела крах сразу после контакта с инсектицидом.

Тем не менее, к 14 неделе, некоторые из ульев были оставлены пчелами. На приведенном ниже графике приведены наблюдаемые результаты:

Данный вопрос требует интерпретации графика, который представляет данные, относящиеся к взаимосвязи между концентрациями инсектицида и скоростью краха колонии с течением времени.

Вопрос 4.

Обратитесь к разделу «Воздействие имидаклоприда» справа. Напишите ваш ответ на вопрос.

Посмотрите на результат ульев на 20-й неделе, которые исследователи не подвергали воздействию имидаклоприда (0 мкг/кг). Что указывает на причины краха среди изученных колоний?

 

 

 

 

 

 

 

.

НЕОЖИДАННЫЙ КРАХ КОЛОНИЙ ПЧЕЛ

Воздействие имидаклоприда

Ученые полагают, что существует несколько причин для неожиданного краха колоний. Одной из возможных причин является инсектицид на основе имидаклоприда, который может привести к тому, что пчелы теряют чувство ориентации, когда находятся за пределами улья.

Исследователи проверили, приводит ли воздействие имидаклоприда к краху колонии. В ряд ульев они добавляли инсектицид в питание для пчел в течение трех недель. Различные ульи подвергались воздействию различных концентраций инсектицидов, измеренных в микрограммах инсектицида на килограмм пищи (мкг/кг). Некоторые ульи не подвергались действию какого-либо инсектицида.

Ни одна из колоний не потерпела крах сразу после контакта с инсектицидом.

Тем не менее, к 14 неделе, некоторые из ульев были оставлены пчелами. На приведенном ниже графике приведены наблюдаемые результаты:

Обучающиеся должны предоставить гипотезу о крахе среди контролируемых колоний.

Выберите вариант, чтобы ответить на вопрос Ученые предложили две дополнительные причины неожиданного краха колонии:

  • Вирус, который заражает и убивает пчел.
  • Паразитная муха, которая откладывает свои яйца в брюшной полости пчел.

Какой из следующих выводов подтверждает утверждение, что пчелы умирают из-за вируса?

  • Яйца другого организма были обнаружены в улье.
  • Инсектициды были найдены внутри клеток пчел.
  • Не-пчелиная ДНК была обнаружена внутри пчелиных клеток.
  • Мертвые пчелы были найдены в улье.

Задание 2. Ископаемое топливо

Вопрос 1

Обратитесь к разделу «Ископаемое топливо» справа. Выберите вариант ответа на вопрос.

Использование биотоплива не оказывает такого же влияния на  содержание CO2 в атмосфере как использование ископаемого топлива. Какое из утверждений ниже наилучшим образом объясняет почему?

  • Биотопливо не выделяет CО2, когда оно горит.
  • Растения, используемые для производства биотоплива, поглощают CО2 из атмосферы, когда они растут.
  • Когда они горят, биотопливо впитывает СО2 из атмосферы.
  • СО2, выпускаемый электростанциями, использующими биотопливо, имеет химические свойства, отличные от тех, которые имеет СО2, выпускаемый электростанциями, использующими ископаемое топливо.

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Многие электростанции сжигают топливо на основе углерода и выделяют углекислый газ (СО2). СО2, выброшенный в атмосферу, оказывает негативное воздействие на глобальный климат. Инженеры использовали различные стратегии для уменьшения количества СО2, выбрасываемого в атмосферу. Одна такая стратегия заключается в сжигании биотоплива вместо ископаемого топлива. В то время как ископаемые виды топлива происходят из давно умерших организмов, биотопливо происходит из растений, которые жили и умерли недавно. Другая стратегия предполагает улавливание части СО2, выделяемого электростанциями, и хранение глубоко под землей или в океане. Эта стратегия называется улавливание и хранение углерода.

Вопрос 2

Обратитесь к разделу «Ископаемое топливо» справа. Напишите ваши ответы на вопрос.

Несмотря на преимущества биотоплива для окружающей среды, ископаемые виды топлива все еще повсеместно используются. В следующей таблице сравниваются энергия и CO2, высвобождаемые при горении этанола и нефти. Нефть является ископаемым топливом, в то время как этанол является биотопливом.

 

Источник топлива Выпущенная энергия

(кДж энергии/г топлива)

Выпущенный углекислый газ

(мг СО2/кДж энергии производимой топливом)

Нефть 43,6 78
Этанол 27,3 59

В соответствии с таблицей: почему кто-то, возможно, предпочитает использовать нефть вместо этанола, даже если их стоимость одинаковая?

В соответствии с таблицей: каково экологическое преимущество использования этанола вместо нефти?

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Многие электростанции сжигают топливо на основе углерода и выделяют углекислый газ (СО2). СО2, выброшенный в атмосферу, оказывает негативное воздействие на глобальный климат. Инженеры использовали различные стратегии для уменьшения количества СО2, выбрасываемого в атмосферу. Одна такая стратегия заключается в сжигании биотоплива вместо ископаемого топлива. В то время как ископаемые виды топлива происходят из давно умерших организмов, биотопливо происходит из растений, которые жили и умерли недавно. Другая стратегия предполагает улавливание части СО2, выделяемого электростанциями, и хранение глубоко под землей или в океане. Эта стратегия называется улавливание и хранение углерода.

Вопрос 3

Обратитесь к разделу «Улавливание и хранение углерода» справа. Напишите ваш ответ на вопрос.

Используйте данные на графике, чтобы объяснить, как глубина влияет на долгосрочную эффективность хранения СО2 в океане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Улавливание и хранение углерода

Улавливание и хранение углерода включает улавливание части CO2, выбрасываемого электростанциями, и хранение там, где он не может быть выпущен обратно в атмосферу. Одно из возможных мест хранения CO2 — океан, потому что CO2 растворяется в воде.

Ученые разработали математическую модель, чтобы вычислить процент CO2, который продолжает храниться после закачивания в океан на трех различных глубинах (800 метров, 1 500 метров и 3 000 метров). Модель предполагает, что CO2 закачивается в океан в 2000 году. На графике ниже представлены результаты этой модели.

Задание 3. Извержение вулкана

Вопрос 1

Обратитесь к разделу «Извержение вулкана» справа. Выберите вариант ответа на вопрос.

Выберите местоположение на карте ниже, на котором с наименьшей вероятностью будет происходить вулканическая активность или землетрясение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА

Извержения вулканов и землетрясения влияют на людей во многих частях мира. На карте 1 показано расположение вулканов. На карте 2 показано местоположение землетрясений. Область, называемая Вулканический пояс, показана на обеих картах.

Карта 1 — Вулканы

Карта 2 — Землетрясения

Вопрос 2

Обратитесь к разделу «Воздействие на солнечную радиацию» справа. Напишите Ваш ответ на вопрос.

Почему процент солнечной радиации, которая достигает поверхности земли, меняется после извержений вулканов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА

Воздействие на солнечную радиацию

Когда вулканы извергаются, они выбрасывают вулканический пепел и диоксид серы в атмосферу. На приведенном ниже графике показано влияние, которое эти выбросы оказывают на количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли.

Вопрос 3

Обратитесь к разделу «Атмосферный диоксид углерода» справа. Кликните на вариант ответа на вопрос.

На основании предоставленной информации, какое влияние извержения вулканов оказывают на концентрацию углекислого газа в атмосфере?

  • Основное воздействие, потому что было много извержений.
  • Основной эффект, потому что каждое извержение выбрасывает большое количество материала.
  • Незначительный эффект, потому что извержения вулканов выпускают немного CО2 по сравнению с другими источниками.
  • Незначительный эффект, потому что уровень CО2 в атмосфере повышается во время извержений.

 

 

 

 

 

 

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА

Атмосферный диоксид углерода

Вулканы выбрасывают углекислый газ (CО2) во время извержений. Приведенный ниже график показывает концентрацию диоксида углерода в атмосфере, которая измерялась учеными с 1960 года.

CО2 в атмосфере с течением времени

Приведенная ниже таблица показывает относительный вклад углекислого газа в атмосферу различными источниками.

Источник Вклад СО2 в атмосферу
Вулканические выбросы <1%
Антропогенные выбросы 20%
Респирация заводов 40%
Микробная респирация и разложение 40%

Задание 4. Каптаж подземных вод и землетрясения

Вопрос 1

Обратитесь к разделу «каптаж подземных вод и землетрясения» справа. Напишите ваш ответ на вопрос.

Давление возникает по естественной причине при разломах. Почему это происходит?

 

 

 

 

 

КАПТАЖ ПОДЗЕМНЫХ ВОД И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Скалистая кора — самый верхний слой земли. Кора разбита на тектонические плиты, которые ездят по слою породы, который частично плавится. Пластины содержат разрывы, называемые разломы. Землетрясения происходят, когда давление, накопившееся вдоль разлома, высвобождается, в результате чего части коры смещаются. Пример сдвига вдоль разлома показан ниже.

Вопрос 2

Обратитесь к разделу «Давление в земной коре» справа. Перетащите буквы в правильное положение, чтобы ответить на вопрос.

Карта справа показывает уровни давления в земной коре в регионе. Четыре места в пределах региона определены как А, В, С и D. Каждое место находится на или вблизи разлома, который проходит через регион.

Разметите места в порядке от низкого риска к самому высокому риску землетрясения.

КАПТАЖ ПОЗЕМНЫХ ВОД И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Давление в земной коре

Уровень давления в земной коре

 

Вопрос 3

Обратитесь к разделу «Землетрясение в Лорке 2011» справа. Кликните, чтобы выбрать ответ на вопрос.

Какие наблюдения поддерживают гипотезу геологов?

  • Землетрясение ощущалось на расстоянии многих километров от Лорки.
  • Движение вдоль разлома было наибольшим в районах, где насосные работы создали наибольшее давление.
  • В Лорке были землетрясения с большей магнитудой, чем землетрясения в мае 2011 года.
  • Землетрясение сопровождалось рядом меньших землетрясений, которые ощущались в регионе рядом с Лоркой.

КАПТАЖ ПОЗЕМНЫХ ВОД И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Землетрясение в Лорке 2011

Город Лорка, Испания, расположен в регионе, который испытывает землетрясения относительно часто. Одно землетрясение произошло в Лорке в мае 2011 года. Геологи считают, что в отличие от предыдущих землетрясений в регионе, это землетрясение могло быть частично вызвано за счет человеческой деятельности, в частности, путем перекачивания грунтовых вод. Согласно гипотезе геологов, каптаж поземных вод способствовал давлению на соседнем разломе, что вызвало сдвиг, который в результате к привел землетрясению.

Вопрос 4

Обратитесь к разделу «Землетрясение в Лорке 2011» справа. Кликните на один или несколько ответов на вопрос.

Студент, который живет в городе, в регионе, расположенном вдалеке от Лорки, узнает о гипотезе геологов о землетрясении в Лорке в 2011 году. Студент знает, что добыча подземных вод в регионе, где он живет, привела к снижению уровня грунтовых вод. Он выражает обеспокоенность по поводу вероятности землетрясений в своем городе. Какие из следующих вопросов студент должен рассмотреть при оценке риска того, что каптаж подземных вод вызовет землетрясение в его городе?

 Не забудьте выбрать один или несколько ответов.

  •  Кора в регионе содержит разломы?
  •  Кора в регионе подвержена давлению ввиду естественных причин?
  •  Вода, качаемая из земли, загрязнена в регионе?
  •  Каковы средние дневные температуры в регионе?

КАПТАЖ ПОЗЕМНЫХ ВОД И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Землетрясение в Лорке 2011

Город Лорка, Испания, расположен в регионе, который испытывает землетрясения относительно часто. Одно землетрясение произошло в Лорке в мае 2011 года. Геологи считают, что в отличие от предыдущих землетрясений в регионе, это землетрясение могло быть частично вызвано за счет человеческой деятельности, в частности, путем перекачивания грунтовых вод. Согласно гипотезе геологов, каптаж поземных вод способствовал давлению на соседнем разломе, что вызвало сдвиг, который в результате привел к землетрясению.

Задание 5. Гидроэлектростанция

Гидроэлектростанция

Введение

Прочитайте введение. Затем нажмите на стрелку СЛЕДУЮЩЕЕ.

Эта анимация показывает новый вид электростанции, которая находится там, где река с пресной водой и водой из океана встречаются. Электростанция использует различия в концентрации соли в двух водоемах для производства электроэнергии. В электростанции пресная вода из реки закачивается через трубы в один резервуар. Соленая вода из океана закачивается в другой резервуар. Два резервуара разделены мембраной, которая пропускает только молекулы воды.

Молекулы воды естественным образом перемещаются через мембрану из резервуара с низкой концентрацией соли в емкость с высокой концентрацией соли. Это увеличивает объем и давление воды в резервуаре соленой воды.

Нажмите на значок увеличения, чтобы наблюдать это движение молекул воды.

Вода под высоким давлением в резервуаре с соленой водой затем течет через трубу, перемещая турбину для выработки электроэнергии.

 

Вид при увеличении:

Вопрос 1

Обратитесь к разделу «Гидроэлектростанция» справа. Нажмите на один или несколько вариантов, чтобы ответить на этот вопрос.

Четыре места в электростанции были пронумерованы. Вода закачивается из реки к месту 1, отмеченному на экране.

Не забудьте выбрать один или несколько вариантов.

В каких местах молекулы воды, которые прибывают из реки, будут позже обнаружены в этом процессе?

  • Место 2
  • Место 3
  • Место 4
Гидроэлектростанция

 

Вопрос 2

Нажмите на увеличительное стекло, чтобы увидеть, что происходит с молекулами воды и растворенной солью в резервуарах. Выберите вариант ответа из выпадающих меню, чтобы закончить предложение.

Речная вода имеет низкую концентрацию соли. По мере того как молекулы движутся через мембрану, концентрация соли в резервуаре с пресной водой

Выберите ▼(увеличивается/уменьшается)

и концентрация соли в  резервуаре с соленой водой

Выберите ▼(увеличивается/уменьшается)

 

 

 

 

 

 

Гидроэлектростанция

Вопрос 3

Обратитесь к разделу «Гидроэлектростанция» справа. Выберите из выпадающих меню ответ на вопрос.

Несколько преобразований энергии происходит на электростанции. Какие преобразования энергии происходят в турбине и генераторе?

Турбина и генератор преобразуют

Выберите ▼ выберите ▼

Каждое раскрывающееся меню в данном пункте перечисляет четыре вида энергии: гравитационную, потенциальную, кинетическую и электрическую.

Гидроэлектростанция

Вопрос 4

Обратитесь к разделу «Гидроэлектростанция» справа. Напишите ваш ответ на вопрос.

Многие электростанции используют ископаемое топливо, такое как нефть и уголь, в качестве источника энергии.

Почему эта новая электростанция считается более экологически чистой, чем электростанция, использующая ископаемые виды топлива?

Гидроэлектростанция

Задание 6. Регулируемые очки

Прочитайте введение. Затем нажмите на стрелку СЛЕДУЮЩЕЕ.

 

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ОЧКИ

Новая технология, получившая название регулируемые очки, была разработана, чтобы помочь людям откорректировать свое зрение без обращения к окулисту. Линзы этих стекол содержат жидкость. Форма линз меняется, поскольку количество жидкости в линзе регулируется.

Вопрос 1

Идея регулируемых очков не нова. Человеческий глаз также имеет регулируемые хрусталики.

Форма хрусталика глаза регулируется мышечной деятельностью. Почему для хрусталика глаза важно изменить форму?

  • Для облегчения видения объектов, которые имеют различную яркость
  • Для облегчения видения объектов, которые имеют различные цвета
  • Для облегчения видения объектов, которые находятся на разных расстояниях
  • Для облегчения видения объектов, которые имеют различные размеры

Кликните на варианте ответа на вопрос.

Вопрос 2

Используйте ползунок, чтобы изменить количество жидкости в линзе. Выберите из выпадающих меню ответ на вопрос.

Как добавление жидкости влияет на форму линз в очках?

Когда жидкость добавляют к плоской линзе, стороны кривой линзы выгибаются Выберите ▼,

так как результирующая сила, приложенная жидкостью к сторонам линзы, Выберите ▼.

(Варианты в выпадающем меню — внутрь и наружу — для первого меню, больше и меньше – для второго.)

 

Вид сбоку для пары регулируемых очков показан ниже. Начальная форма линз плоская.

Content for tab4

Content for tab5

Content for tab6

 

Питання PISA 2015 російською мовою